Мода на чтение опять ворачивается, вопреки констатациям, что в последние годы болгары закончили интересоваться литературой. Чтение принципиально для нашего развития как личности, произнес бы каждый воспитатель. Оно помогает чувственному и умственному созреванию, развивает воображение, провоцирует любознательность, сформировывает интересы.
«К огорчению, чтение не всегда прямо пропорционально покупке книжек, по последней мере, в Болгарии», – растолковал Константин Йорданов, менеджер по торговле в одном из огромнейших болгарских издательских домов «Сиела». Эти выводы он сделал на базе обычного годичного рейтинга сети книжных магазинов издательства, в какой продаются и книжки всех других издательств.
Каковой 1-ый вывод, который можем сделать на базе топ 50 самых продаваемых в Болгарии книжек в 2011 году?
«Наблюдая рейтинг в этом году, 1-ое, что производит воспоминание и уже преобразуется в закономерность – это то, что налицо большой энтузиазм читателей к книжкам на психическую тему, к мотивационной литературе, к книжкам о самопознании, – гласит Константин Йорданов. – Это каким-то образом иллюстрирует и кризис личности сейчас – люди отыскивают какое-то наружное решение собственных заморочек. Мы вроде бы начинаем разговаривать меньше меж собой и больше американизируемся, т.е. обращаемся за помощью к психотерапевту, к кому-то, с кем разговаривать, но не на физическом уровне.
Из рейтинга за 2011 г. мы лицезреем очередной увлекательный парадокс – наблюдается возвращение к притчам, учениям из прошедшего, как к примеру суфизм в книжке «Любовь» Элиф Шафак. Могу привести в качестве примера и другие подобные произведения, как «Скрытый дар» – это притчи и сентенции о жизни Джериеса Авада (Geries Awwad), «Формула счастья» английского психолога Клиффа Арнала, эзотерическая книжка «Тайна» Ронды Берн и еще многие другие. Эта тенденция все более выслеживается в течение последних лет».
Итак, 1-ое и 2-ое место в рейтинге самых читаемых книжек в прошедшем году занимают «Три вопроса» и «Я желаю поведать вам о…» аргентинского психотерапевта Хорхе Букая. 1-ая 10-ка заканчивается 2-мя другими книжками Букая – «Давай поведаем вместе» и «Любить с открытыми глазами». Константин Йорданов уточнил, что, в сути, в топ 50 входят все книжки Букая, переведенные на болгарский язык до этого момента – в общей трудности 6. Третье место занимает «Любовь» турецкой писательницы Элиф Шафак.
Болгарских книжек, включенных в 10-ку, только две. Четвертую позицию занимает юмористическая «биография» премьер-министра Бойко Борисова, которая именуется «Я, Бойко», написанная сценаристами пользующегося популярностью телевизионного шоу Слави Трифонова, а 5-ое место – «Лили Иванова. Правда» – автобиография певицы, редактированная журналистом Мартином Карбовским. Последующая самая продаваемая болгарская книжка – новый роман Людмилы Филиповой «Аномалия» занимает 15-е место.
Читают ли больше болгары сейчас?
«Я оптимист. Одна из обстоятельств этому то, что многие юные люди начали читать, а они по презумпции – «сложный» контингент посреди наших клиентов, – заявил Константин Йорданов, но уточнил, что в этом году отсутствовал сильный тинейджерский роман. – 2010 год был очень показательным в поддержку моего утверждения, сначала с книжками Стефани Майер, практически все из которых фигурировали в топ 50 за 2010 год. Из рейтинга за 2011 становится понятно и то, что болгары не только лишь вновь начинают читать – они читают книжки болгарских создателей. Уже ясно можем выявить группу из около 10 современных болгарских писателей, которых люди знают и ждут их книжек с огромным энтузиазмом. Посреди их – Алек Попов, Георги Государей, Захари Карабашлиев, Любен Дилов-младший, Ваня Штерева, Илия Троянов. К огорчению, чтение – это одно, а покупка книжки – это другое. У нас уровень покупок книжек – в 6-7 раз ниже среднего покупки книжек для Европы, т.е. если один европеец покупает в среднем 5-7 книжек в год, болгарин покупает одну».
Как и в других видах бизнеса, рынок книжек очень сконцентрирован в столице Софии, где реализуется 50 % оборота. «Мы смотрим пристально за т.наз. аспектом «средней продажи» и из года в год лицезреем, как средний уровень покупок книжек снижается, сначала, в провинции. Фактор стоимость очень важен, даже первостепенен», – растолковал Константин Йорданов. И дополнил, что в провинции более низкие денежные способности населения определяют более слабенькую закупку книжек, а не отсутствие желания.
Что делает книжку продаваемой?
«Это вопрос вопросов. Есть море книжек, которое заливает книжные магазины, а наш бизнес не может позволить для себя много средств на рекламу и PR. Из-за этого очень ценные книжки не покупаются, потому что недостаточно рекламированы и известны. И напротив – далековато не настолько важные произведения радуются завидному рыночному успеху. Реклама реализует. СМИ тоже играют гигантскую роль в отношении продаж.
Константин Йорданов сделал очередное принципиальное уточнение о развитии книгоиздания и продажах в Болгарии:
«Наш бизнес очень плотно сплетен с тем, что происходит в мире. В последние годы в отношении реализации книжек в нашей стране можно выделить две главные течения – болгарские современные создатели, которые, но, занимают менее 10-15 % общего рынка, и остальное, что является переводной литературой. Болгарские издатели сейчас довольно гибкие – когда возникает новое название, успешное в мире, то оно очень стремительно возникает и на болгарском языке. Так что мы очень связаны с глобальными тенденциями в этой области. Есть ли сильные заглавия за рубежом, то и у нас будет работа», – обобщил Константин Йорданов, и дополнил, что его надежды на сегодняшний 2012 год связаны с тем, чтоб он не был ужаснее предшествующего. Что он не будет лучше, в этом Йорданов практически уверен.
Отзывы туристов